Красная юрта в Сикачи-Аляне

76

Сотрудники Хабаровского краевого музея им. Н.И. Гродекова 28 апреля отправились на музейные гастроли с передвижным проектом, посвящённым Александре Петровне Путинцевой, первой заведующей Амуро-Горюнской Красной юртой.

Научные сотрудники музея успешно провели экскурсии по выставке для ребят и учителей 5–11 классов школы, которые вызвали отклик в сердцах юного поколения XXI века. Директор школы Любовь Павловна Оненко и учителя делились нахлынувшими тёплыми воспоминаниями, связанными с Александрой Петровной, повлиявшей на их судьбу и судьбы их близких людей.

 

Состоящая из 16 планшетов выставка содержит около 50 фотографий, созданных Александрой Петровной в период её работы, выдержки из её дневников и повествование об основных достижениях Красной юрты, о трудностях её работы, о личности А.П. Путинцевой и судьбах её учеников – коренных жителей Приамурья.

С передвижным проектом можно ознакомиться до 11 мая, она расположена в холле школы (с. Сикачи-Алян, ул. Октябрьская, 1 а). Далее выставка отправится в с. Троицкое.

Выставка создана специально для оживления памяти о личности вопреки забвению и посвящена бескорыстному служению делу, самоотверженности, искреннему уважению к народу, трудолюбию и целеустремленности Александры Петровны, которая повлияла на все стороны жизни нанайского народа, а её большое доброе сердце открыло им дверь в новую жизнь.

Сегодня судьба Александры Петровны могла бы стать захватывающим сценарием к остросюжетному фильму про отважную девушку, которая по собственной воле направилась в тайгу к лесным людям для осуществления важной государственной задачи.

Александра Петровна родилась в г. Чите в простой крестьянской семье. Рано лишившись отца, который умер в госпитале во время Русско-японской войны, она жила вдвоём с мамой бедно и тяжело. Саша с малых лет помогала маме и уже в 8 лет подрабатывала прислугой в богатой семье. Там она познакомилась с музыкой, наблюдая за уроками детей хозяев дома на фортепиано. Однажды, придя домой, она спросила у мамы разрешения нарисовать на обеденном столе фортепианную клавиатуру и, изобразив её на дощатой поверхности, Саша терпеливо разучивала гаммы, отбивая пальчиками по столу извлекая глухой звук, в точности повторяя уроки, которые педагог задавал барским детям. Так, благодаря врождённому трудолюбию и упорству она самостоятельно выучила нотную грамоту. Несколько раз её отчисляли из гимназии за неуплату. Учиться Саша любила, поэтому стала давать уроки русского языка, чтобы оплатить занятия.

По воле судьбы ей посчастливилось работать вместе с известным учёным, путешественником, этнографом, писателем Владимиром Клавдиевичем Арсеньевым и знаменитым исследователем Арктики Георгием Алексеевичем Ушаковым. Эти встречи зародили светлую и большую мечту в сердце юной девушки – работать на Севере. И в 1927 г. Александра была командирована на промысловый сезон на Сахалин. Здесь она трудилась секретарём-машинисткой, спала в одноместной палатке на берегу Татарского пролива, преодолевая штормы.

«Там впервые увидела нивхов, нивхских ребятишек, увидела жизнь женщин, увидела тяжёлый нерпичий промысел», пишет она в своей автобиографии. Но, несмотря на все трудности, она была так впечатлена этой поездкой, что это ещё больше укрепило её мечту.

В 1929 г., увидев статью в газете об организации Красных юрт, она, не раздумывая, направилась в отдел работниц Крайкома КПСС и просила отправить её в одну из культбаз. Осенью этого же года хрупкая белокурая девушка сошла на берег Амура в стойбище Нижние Халбы в качестве заведующей Амуро-Горюнской Красной юрты и по совместительству народной судьи. С этого дня начинается тернистый путь Александры Петровны к сердцам нанайского народа.

«Была она светленькая, подобно полевому цветку, тоненькая, хрупкая, с голубыми глазами. Хоть и не принято в упор разглядывать встречных, но няргинцы не могли отвести от неё глаз – такая она была необыкновенная». Так описал её Григорий Ходжер в своей трилогии романа «Амур широкий», в котором Александра Путинцева стала прообразом Нины Косяковой.

Свой путь она тщательно отражала в дневниках и много фотографировала. Записи вносила регулярно, фиксируя каждый свой шаг, подводя итоги, отражая плохое и хорошее, радуясь победам, огорчаясь потерям и трудностям. Параллельно записывала в тетради на латинском языке старинные сказки, песни и легенды нани, которые в своей устной форме уже не сохранились, поэтому являются бесценным подарком для тех, кто интересуется нанайской культурой.

Александре Петровне приходилось выполнять работу, не свойственную руководителям: купать детей, мыть нанайские жилища, копать общественные огороды, водить женщин в баню, обучать их шитью на машинках, учить печь хлеб, делать прививки от оспы, часто с риском для собственной жизни и т.д.

Прожив год в нанайском стойбище, Александра Петровна могла прекрасно изъясняться на местном языке, лёд недоверия к ней постепенно таял и посеянные некогда ею зерна дали свои первые ростки. Удачно шло приобщение населения к чистоте и опрятности, изменялось отношение к санитарно-гигиеническим нормам, дети и взрослые стали с интересом обучаться грамоте, появились детсады, клубы, организованы женделегатские собрания, комсомольские ячейки, пионерские отряды, созданы колхозы, один из которых, «Сикау покто», просуществовал в Кондоне до 2020 г., появились индивидуальные огороды, деревянные дома и др.

Но самое главное, за что так радела Александра Петровна, это то, что нанайская женщина стала постепенно освобождаться от старых обычаев её полной бесправности, ведь испокон веков она была полностью подчинена мужчине. На женщинах лежал тяжёлый физический труд и грубое, подчас жестокое отношение мужчин, которые не пускали своих жён и дочерей в Красную юрту.

«Как трудно женщине выбираться на новую дорогу. В первой группе ругают Нюру, во второй – Марию Саринку Самар. Муж её учится в Ленинграде, она с ребенком трёх лет осталась здесь с его братьями. Работает на них с утра до ночи, и они все её ругают, не пускают на ликпункт, не пускают к врачу лечить глаза. Пишут ему в Ленинград: «Твоя жена учится, хочет царицей стать», а мы её наоборот натаскиваем, чтобы не бросала ликпункт, и на будущий год отправим и её в Ленинград, и будут учиться вместе», отмечает Путинцева в своём дневнике.

В январе 1930 г. её вместе с делегаткой Сайлей Самар, жительницей ст. Нижние Халбы направили в Москву на съезд женщин Крайнего Севера, где они встретились с М.И. Калининым, побывали в Большом театре и планетарии, увидели фабрику, кухню и современные ясли. Это была незабываемая поездка, подарившая массу ярких впечатлений и вдохновение для осуществления новых целей и задач.

По инициативе Александры Петровны в качестве народной судьи, состоялись 12 показательных судов, и большинство над теми, кто занимался куплей-продажей женщин. Во время судов велась разъяснительная, популяризаторская работа, местным жителям объяснялись статьи Уголовного кодекса о калыме, многожёнстве. Суды имели большое значение, на них съезжались все соседние стойбища, а после них местные мужчины стали говорить: «Сам не продам и другому накажу».

Трудно давалось привитие населения от оспы – страшного заболевания, от которого вымирали целыми стойбищами. Люди ругались, некоторые грозились убить, дети кусались. В одной семье мальчишка 14 лет даже пытался напасть на Александру Петровну с ножом. «На врача так смотрят: если мертвого не поднял, значит, лечит так же, как шаман. Врача называют «русским чёртом» и думают, что Юрта принесла с собой несчастья». И всё же постепенно вакцинация населения стала продвигаться с успехом.

Не менее важным был и вопрос чистоты жилищ, одежды, посуды и т.д. Для того, чтобы приучить к чистоте, Александрой Петровной были организованы соревнования на самую чистую юрту. В каждом стойбище была создана комиссия, которая подтягивала отстающие юрты. Победители получали премию. Содержание домов в чистоте скоро вошло в привычку.

 За время существования Красной юрты в четырёх ликпунктах обучились грамоте 85 юношей и девушек. На учёбу в Ленинград в Институт народов Севера и Хабаровский педтехникум уехали из стойбищ 28 человек, в том числе 13 девушек. В учёбе девушки увидели светлое будущее, к которому потянулись, почувствовав себя свободными – все они были проданы в жёны за калым.

В августе 1932 года Александра Петровна получает рекомендацию на учёбу, поступает в аспирантуру, занимается диссертацией, которую защитила в 1954 г., преподает нанайский язык, осуществляет четыре экспедиции в Хабаровский край по сбору материала современного народного творчества.

Пятьдесят лет А.П. Путинцева была преподавателем Ленинградского педагогического института имени А.И. Герцена. Сохранение родного языка, как культурное наследие нанайского народа было одной из главных целей жизни Александры Петровны, а результатом стал созданный в соавторстве с её студентом С.Н. Оненко (первый среди нанайцев ученый-языковед, кандидат филологических наук) нанайский букварь, работа над которым заняла более 12 лет.

Сура Путинчи, как называли её нанайцы, принесла отцам и матерям нанайского народа «айсима бичихэвэ» – «золотую грамоту» и привлекла к науке и творчеству их сыновей и дочерей, внуков и внучек, воспитала нанайскую интеллигенцию. Она настолько полюбила самобытный мир народа Амура, что сделала его частью своей жизни, организовав в своей квартире в Ленинграде постоянный приём практически всех малочисленных народностей Севера.

Александра Петровна умерла на девяностом году жизни 23 февраля 1992 г. На её надгробном камне высечено «Шурочка нанайская», в знак того, что она навечно связана невидимой крепкой нитью с Амурской землёй и её народом.

Память о ней жива в стихах её любимых учеников Акима Самара, Андрея Пассара, в романе Григория Ходжера, в лицах и в делах любимых ребят ставших достойными людьми своего времени: учёными, писателями, поэтами, учителями, важными государственными деятелями, которые продолжили её дело на несколько поколений вперёд.

Дарья Грачёва,

научный сотрудник ХКМ им. Н.И. Гродекова.