Педагогические династии в истории моей школы

 14

Педагогические династии – это удивительный образ жизни. Как писал великий писатель Л.Н. Толстой: «Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель». Что же может объединять семью? Дети, любовь, чувство долга по отношению к родителям, семейные и национальные традиции, чувство взаимопомощи. Любая семья имеет свои собственные традиции, которые чтятся и соблюдаются из поколения в поколение.

 

Наша педагогическая династия – это моя бабушка, тётя, её старшая дочь и я. Общий педагогический стаж нашей семьи – 70 лет. Три поколения педагогической династии Донкан – Актанко бережно несут самое главное – это историю, традиции и родной язык, который нельзя забывать.

Моя бабушка Перменко (Донкан) Тамара Владимировна работала учителем начальных классов. Она родилась 19 февраля 1936 года, в с. Дада Нанайского района. После окончания Николаевского-на-Амуре педагогического училища в 1958 году молодым специалистом была направлена в школу села Сикачи-Алян учителем начальных классов. Там бабушка вышла замуж и осталась жить. Много лет Тамара Владимировна посвятила возрождению родного языка и культуры. Принимала участие в разработке дидактического материала для уроков нанайского языка, помогала японским учёным в переводе нанайских сказок и легенд. Провела большую работу по сбору материала, экспонатов для школьного этнографического музея. В 1976 году была руководителем школьного музея.

В сентябре 1958 года Тамара Владимировна вступила в проф­союз работников просвещения, высшей школы и научных учреждений профорганизации Сикачиалянской ВШ. За долголетний добросовестный труд от имени Президиума Верховного Совета СССР решением исполкома Хабаровского краевого Совета народных депутатов от 14 августа 1987 года она награждена медалью «Ветеран труда». Приказом отдела народного образования Хабаровского крайисполкома 23 марта 1988 года бабушке было присвоено звание «Старший учитель». Она была награждена нагрудным знаком «Отличник народного просвещения» от 09.10.1988 года. Бабушка занималась творчеством в сельском клубе, где был создан фольклорный ансамбль «Мангбо чачакани», в переводе с нанайского языка означает «Цветы Амура».

Коллектив под руководством бабушки выезжал на районные, краевые смотры художественной самодеятельности и фольклорные фестивали. Её воспитанники принимали участие в слёте юных этнографов в 1976 году в г. Хабаровске и в I Всесоюзном фестивале юных этнографов в г. Оржоникидзе (Северная Осетия). В 1987 году участвовали в конкурсе Хабаровского телевидения «Песенка за песенкой» и вышли в финал.

Бабушка всю жизнь посвятила школьной работе, проработала директором школы с. Сикачи-Алян, а также посвятила время общественной деятельности. На протяжении многих лет избиралась депутатом сельского Совета, районного Совета народных депутатов. В 1990 году Тамара Владимировна была делегатом Съезда малочисленных народов Севера в г. Москве. Общий педагогический стаж – 30 лет.

Донкан (Перменко) Виктория Леонтьевна – старшая дочь моей бабушки, старшая сестра моей мамы. Она родилась 19 марта 1961 года и живёт в селе Сикачи-Алян. Работает в школе учителем родного (нанайского) языка. Образование среднее специальное. Общий трудовой стаж – более 30 лет. В 1976 году окончила восьмилетнюю школу с. Сикачи-Алян и поступила в Николаевское-на-Амуре педагогическое училище. Окончила Николаевское-на-Амуре педагогическое училище в 1980 году по специальности «Учитель начальных классов», поступила в ЛГПУ им. Герцена в г. Ленинграде.

В 1984 году устроилась на работу в СДК с. Сикачи-Алян художественным руководителем. В 1992 году перешла работать в школу с. Сикачи-Алян учителем родного (нанайского) языка, где продолжает работать в школе в настоящее время. Виктория Леонтьевна является руководителем школьного этнографического музея «Мир Сикачи-Аляна», а также руководителем фольклорного ансамбля «Айсима-Золотой». На протяжении 10 лет является депутатом сельского поселения «Село Сикачи-Алян» Хабаровского района.

В своей работе Виктория Леонтьевна сочетает смешанные формы проведения уроков. Изучает и применяет технологии развивающего обучения, организует на уроках активную самостоятельную работу и творческую деятельность учащихся. Применяет принципы научности и доступности изложения материала, разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, дополнительный материал для привития интереса к предмету.

Как педагог участвовала в краевых конкурсах «Лучший учитель родного языка Хабаровского края» 2008, 2010, 2019 гг. Принимала участие в разработке пособия «Дидактические материалы по родному языку» в 2019 г. Награждена дипломом победителя краевого конкурса «Учитель года Хабаровского края» в номинации «Лучший учитель родного языка года», 2019 г. Являлась экспертом всероссийского конкурса на лучшее сочинение о своей культуре на русском языке и лучшее описание русской культуры на родном языке в 2021 году, награждена почётной грамотой губернатора Хабаровского края за добросовестный труд, активное участие в решении социально-экономических вопросов в Хабаровском крае. На протяжении трёх лет участвует в Международном детско-молодёжном конкурсе-фестивале билингвизма и творчества народов Хабаровского края «Древо жизни». В 2022-2023 г. участвовала в краевом конкурсе-фестивале «Диалог культур народов Амура».

Меня зовут Филатова (Актанко) Тамара Геннадьевна, внучка Тамары Владимировны. Родилась 9 октября 1987 года в с. Сикачи-Алян. В 2007 году получила среднее профессиональное образование по специальности повар-кондитер 4 разряда. В 2010–2015 годах работала в филиале Государственного учреждения культуры «Хабаровский краевой музей им. Н.И. Гродекова» – музее «Петроглифы Сикачи-Аляна».

В 2012–2017 годах училась в Хабаровском государственном институте культуры, бакалавр по направлению подготовки «Музеология и охрана объектов культурного и природного наследия».

В школе Сикачи-Аляна работаю с 2019 года заместителем директора по воспитательной работе, работаю по настоящее время учителем начальных классов. Принимала участие в реализации инновационного краевого комплекса на базе МБОУ СОШ с. Сикачи-Алян в 2019 г. по теме «Модель по сохранению родного языка и культуры в условиях социально-образовательного комплекса сельского поселения», в 2020-2021 гг. по теме «Формирование культурного интеллекта языка». Для продолжения изучения нанайского языка поступила в ХК ИРО на курсы переподготовки родных языков коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации в 2022 году, окончила курсы в 2023 году.

С декабря 2015 года состояла членом в хабаровской краевой молодёжной общественной организации коренных малочисленных народов Севера «Феникс Амура», а с 2019 года возглавляю её. Была участником II и IV молодёжных лагерей коренных малочисленных народов Севера «Встань на крыло» (г. Хабаровск), а также участником VI форума молодёжи КМНС Севера, Сибири и Дальнего Востока (г. Москва) в 2020 г., делегатом IX съезда Ассоциации КМНС Севера, Сибири и Дальнего Востока (г. Салехард) в 2021 году.

За добросовестный труд, большой вклад в сохранение и развитие традиционного образа жизни и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера и Дальнего Востока РФ на территории Хабаровского края награждена благодарственными письмами. Общий педагогический стаж – 5 лет.

Старшая внучка нашей бабушки – Ситникова (Бабкина) Марина Владимировна – родилась 7 ноября 1981 года в Сикачи-Аляне.

С 1999 по 2001 гг. работала учителем труда в средней школе с. Сикачи-Алян. В 2004 г. работала в МОУ ДОД ЦТРГО «Альтернатива» педагогом дополнительного образования, руководила командой КВН «Нанайские лепёшки» средней школы с. Сикачи-Алян. В 2003 году прошла курсы по профессии «Секретарь-референт». С 2007 по 2010 гг. училась в ГОБУ СПО Биробиджанский областной колледж культуры на очном отделении факультета СКД НХТ по специальности «Хореографическое творчество», который окончила с отличием. Являлась руководителем творческого кружка в Доме культуры села Малышева.

В 2016 по 2023 гг. работала библиотекарем сельской библиотеки с. Малышева Хабаровского района. В 2023 году устроилась в МБОУ СОШ с. Сикачи-Алян учителем математики и информатики. Имеет грамоты и благодарности. Общий педагогический стаж – три года.

Тамара Актанко.

с. Сикачи-Алян.